Средства речевого развития ребенка 1 – 3 лет
Сегодня я хочу поговорить о средствах речевого развития ребенка, поскольку развитие речи является одним из основных направлений развития в возрасте 1-3 лет. Я использую три способа: чтение, расширение пассивного словаря и игры. Есть еще специализированные упражнения: артикуляционная гимнастика, чистоговорки и скороговорки.
Contents
I. Чтение.
Совместное чтение замечательно развивает малыша по всем направлениям, в том числе и речь. Посредством чтения кроха знакомиться с окружающим миром, слушает произношение взрослого, пополняет свой пассивный словарь.
1) Что читать: стихи со звукоподражаниями; потешки; песенки; сказки; небольшие стихотворения; загадки в стихах; простые истории.
2) Какие выбирать книги: книжки-игрушки; с красочными картинками; с плотными страницами; книжки-паззлы; с раскрасками и наклейками.
3) Как читать: в спокойной обстановке; четко, выразительно, эмоционально; показывайте картинки; демонстрируйте действия; стимулируйте к звукоподражаниям; стимулируйте к договариванию; стимулируйте к пересказу.
II. Игры для развития речи
1) Пальчиковые игры
Это вообще особое направление занятий с малышом. Они способствуют речевому развитию, развитию подражания, развитию мелкой моторики, памяти и общему психологическому развитию ребёнка. Именно пальчиковые игры я считаю незаменимым инструментом в арсенале развивающих занятий.
Чему научить: слушать текст; выполнять движения с помощью взрослого или подражая ему; выполнять движения самостоятельно.
2) Игры на эмоциональное общение
Они способствуют общению с мамой и установление правильного контакта, что оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние малыша. Позволяют не только весело проводить время, но и развивать. Сюда можно отнести любые игры, которые доставляют удовольствие маме и малышу.
3) Игры на речевое подражание и договаривание
Позволяют постепенно продвинуть речь от обычного прослушивания и звукоподражаний, до чтения стихотворных текстов.
Чему научить: слушать текст; повторять слова-звукоподражания; договаривать слова; договаривать строки; читать стихотворение наизусть.
4) Игры на развитие речевого дыхания.
Способствуют формированию сильного плавного выдоха, который обеспечивает формирование правильного речевого дыхания.
Чему научить: дуть на различные предметы; дуть в трубочку; задувать свечки; выдувать мыльные пузыри; надувать воздушный шар.
III. Расширение пассивного словаря ребенка
Пассивный словарь – это набор слов, значения которых известны ребенку, но которые он пока не употребляет в своей активной речи. Объем данного словаря очень важен для малыша, так как именно эти слова кроха и начинает впоследствии говорить. Так что, задача мамы – расширять лексический запас ребенка.
Увеличение понимания ребенка терминов и слов естественнее всего проводить в повседневной жизни, показывая ребенку предметы, рассказывая о них.
Типовая последовательность обучения:
1) «Это…» — мама показывает на предмет и говорит его название.
2) «Покажи, где…?» — мама просит показать на знакомый ему предмет.
3) «Что это…?» — мама показывает на предмет и стимулирует кроху к произношению.
4) «Что делает…?» — мама стимулирует малыша к произношению действия, совершаемого предметом.
5) «Какой…?» — мама стимулирует к рассказу о предмете.
Основные лексические темы для малыша 1 – 3 лет: части тела, лицо; игрушки; предметы гигиены; продукты, еда; одежда, обувь; квартира, дом; предметы мебели; предметы обихода, посуда; овощи, фрукты, ягоды; растительность; животные, птицы, насекомые; окружающий мир.
Все эти занятия легко включить в ваши повседневные игры. Например, расширение пассивного словаря происходит естественно, нужно только побольше показывать ребенку разные предметы, объяснять их значение и рассказывать. Чтение очень легко сделать традицией, начав регулярно читать, например, на ночь. Ну и играми можно занимать ребенка в любое время, как только в этом возникнет необходимость.