Дети трех лет не разговаривают

Трехлетний ребенок не говорит? Это все еще норма? Большинство трехлетних детей легко общаются простыми предложениями. В этом же возрасте есть дети, которые очень свободно говорят на языке, обсуждают, декламируют стихи, придумывают свои собственные рассказы. Что делать, если ребенок ничего не говорит или употребляет буквально несколько отдельных слов? Стоит ли ждать, что, может быть, через месяц-два ребенок заговорит?

Содержание

  1. Задержка речевого развития у 3-летнего ребенка
  2. Как выглядит речевое развитие 3-летнего ребенка
  3. Причины задержки речевого развития
  4. Возможные причины задержки речевого развития
  5. Вывод

Contents

Задержка речевого развития у 3-летнего ребенка

В случае трехлетнего ребенка, который еще не говорит, речь идет о задержке речевого развития. Это имеет свои причины и, безусловно, лечится. Лучше не паниковать, а как можно скорее обратиться к логопеду, который непременно начнет искать причину задержки речевого развития. Обычно в таких случаях сначала проверяется слух ребенка и оценивается, правильно ли развивается речевой аппарат ребенка.

Как выглядит речевое развитие 3-летнего ребенка

В трехлетнем возрасте ребенок должен использовать предложения, которые не обязательно должны быть идеально сформированы, но уже должны состоять из нескольких слов. Трехлетний ребенок должен произносить все гласные. Он также может начать говорить, но не должен (обычно они правильно произносятся 4-летними детьми) звуки с, з, ц. Это стандарт речевого развития, и можно ожидать большего или меньшего от малыша. А как развить речь читайте статью средства речевого развития ребенка 1 – 3 лет.

Причины задержки речевого развития

Задержку речевого развития можно классифицировать по нескольким причинам. Одна из наиболее частых:
Спонтанная задержка развития речи — возникает у здоровых детей, у которых другие аспекты развития нормальны. Ребенок правильно развивается физически, умственно и эмоционально, и единственное отклонение от нормы — задержка речи. Считается, что этот «дисбаланс» происходит из-за последующего созревания нервных волокон. Далее она делится на:
Простая задержка речи — это задержка речевого развития по сравнению со сверстниками, но эта задержка самонастраивается примерно к 3 годам.
Специфическое языковое расстройство — не вызвано конкретными, известными и определяемыми причинами. Оно заключается в трудностях изучения языка, которые, однако, не такие как у сверстников, как в случае простой задержки речевого развития.
Безличностная задержка развития речи — возникает у детей с другими нарушениями, таких детей можно назвать больными детьми. В этом случае ребенок не говорит, потому что у него есть определенные факторы, препятствующие развитию речи (нарушение слуха, неврологические заболевания, умственная отсталость, поражение органов речи). Но это также может быть вызвано несоответствующей стимуляцией окружающей среды.

Дети трех лет не разговаривают

 

Возможные причины задержки речевого развития

1. У ребенка проблемы со слухом.
Это одна из самых частых причин отсутствия речевого развития. Обычно это обнаруживается гораздо раньше, чем на третьем году жизни, так как первый тест на слух проводится сразу после рождения в больнице.
2. У ребенка нет образцов для подражания.
Ребенка нужно «засыпать» родной речью. Если он проводит большую часть своего времени с кем-то, кто не разговаривает с ним или говорит очень мало, то у ребенка не будет образца для подражания. В этой ситуации ребенок просто не знает, что он может говорить и, что еще хуже — он не знает, что говорить.
3. Ребенок не говорит, потому что это не обязательно или это не приветствуется дома.
К сожалению, это частый случай. Если рядом с ребенком есть человек, который отвечает за все вопросы, угадывает, что ребенок хочет сказать или догадывается, ребенок может не чувствовать необходимости говорить. То же самое произойдет, когда малыша постоянно заставляют замолчать или воспитывают в семье, где считается, что ребенок не имеет права голоса.
В таких ситуациях, особенно у уязвимых детей, может развиться боязнь говорить.
4. Ребенок боится говорить.
Логофобия — это боязнь говорить. Иногда случается так, что по неизвестной причине ребенок перестает говорить, даже если он это делал раньше. Такая проблема обычно возникает в определенных ситуациях, например, когда в окружении ребенка появляется человек, заставляющий замолчать, или ребенок «закрывается», когда в его жизни возникает сильная стрессовая ситуация, например, после посещения детского сада. В этом случае может потребоваться консультация психолога и избавление от стрессовой ситуации.
5. Недостаточная зрелость мозга или органов артикуляции.
За речь отвечают определенные центры мозга. Их незрелость может привести к тому, что ребенок не сможет в мозгу создать высказывание или не знает, как создать высказывание с помощью органов артикуляции. Мало того, недостаточная зрелость мозга также может быть причиной непонимания вопросов. То же самое и с органами артикуляции — их плохая работа не позволяет произносить определенные звуки, в результате чего ребенок не разговаривает.
6. Проблемы с сенсорной интеграцией (СИ).
Напряжение лицевых мышц, чувствительность ребенка к звукам, слуховым раздражителям и чувствительность рта ребенка (его органов артикуляции) — вот эти составляющие сенсорной интеграции, которые напрямую влияют на речь. Малыш может быть более чувствительным к фоновым звукам, чем к речи, или быть сверхчувствительным к речи. В этом случае способности к изучению языка значительно снижаются, потому что ребенок не может слышать слова или ассоциирует их с болью. Чувствительность рта, ощущение положения языка, напряжение мышц во рту, в горле и напряжение языка делают иногда невозможным произнесение определенных звуков. Например, звук «л» невозможно произнести человеку, у которого напряжение языка слабое и язык упирается в нижнюю часть рта.

Вывод

Независимо от того, какая причина задержки речи у ребенка, если трехлетний ребенок не говорит, специалист должен поставить ему диагноз. Если окажется, что после посещения логопеда, терапевта, ЛОРа, психолога или невролога не обнаружится непосредственная причина задержки речевого развития, не стоит паниковать. Надо признать, что по нормам речевого развития 3-летний ребенок должен уже говорить, но при этом помнить, что нормы созданы для того, чтобы родителям было на что равняться. Есть группа детей, которые начинают говорить только в возрасте 3-4 лет (часто они сразу начинают говорить полными предложениями). Эти дети не прогрессировали линейно по неизвестным причинам, но в какой-то момент они начали говорить как взрослые.

И наконец. Важно, чтобы в повседневной жизни ребенка и его речевое развитие максимально поддерживали. Нужно как можно чаще говорить с ним на правильном языке, давать речевые образцы, читать книги.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники