Первые отечественные разработки в данном направлении предпринимались еще в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого столетия. В девяностых годах, в контексте сложившейся на тот момент экранной культуры постсоветского пространства, на экраны наших телевизоров с большим опозданием вошли такие известные зарубежные сериалы, как “Рабыня Изаура” и “Санта-Барбара”. Спустя некоторое время российские телезрители смогли увидеть такие проекты, как мистический “Твин Пикс”, детектив “Коломбо” (первый из телесериалов, удостоенный серьезного разбора кинокритиками), медицинскую производственную драму “Скорая помощь”, судебную драму “Закон и порядок”, ситком “Друзья” и так далее. Таким образом, наши граждане в течение сравнительно короткого времени получили полное представление об истории развития и жанровом разнообразии сериала, как специфической экранной формы.
В конце девяностых начале двухтысячных годов российские продюсеры начали разворачивать собственное производство телесериалов. В то время на телеканале “Россия” был реализован проект “Русская серия”, который спустя некоторое время был удостоен специальной награды за возрождение отечественного сериала.

В рамках этого проекта в свет вышла первая за многие годы экранизация литературной классики - “Идиот”, по роману Ф.М.Достоевского, а также первая попытка осмысления событий “лихих девяностых” годов - проект под названием “Бригада”.
К середине 2000-х годов российские сериалы практически полностью вытеснили с экранов аналогичную зарубежную продукцию. Объем производства отечественных многосерийных проектов выросли в то время больше чем в двадцать раз: с шестидесяти-восьмидесяти тысяч часов в год до двух тысяч часов в год на сегодняшний день. Нередко отечественный телесериал носит характер интерпретации, а в некоторых случаях абсолютно прямой адаптации зарубежного продукта. Российские продюсеры стараются “на лету” осваивать принципы создания телесериалов, которые зарубежные коллеги отрабатывали годами. Одновременно они стремятся не утратить в рутинном поточном производстве достижения кинематографа как искусства, и переосмыслить опыт советского сериала в его наилучших образцах. Благодаря изучению трансформации драматургии телесериала с одной стороны на основе исследования кинематографических моделей, а с другой на особенностях новых, собственно телевизионных драматургических моделей, появляется возможность сформировать прочный теоретический фундамент, который обеспечивает не только возможность анализировать особенности драматургии телесериалов в их новейших формах, но также применять на практике лучшие образцы творческих приемов.