“Мыльной оперой” называют один из жанров телевизионных сериалов, который отличается сюжетной линией, последовательно изложенной в эпизодах сериалов на радио или телевидении. Такое название было придумано по причине рекламирования в ранних сериалах продукции известных компаний производителей мыла (например, Lever Brothers, Colgate-Palmolive, Procter&Gamble и другие). Первые мыльные оперы транслировались по радио в будние дни и в дневное время. Как раз в этот период радиоприемники слушали преимущественно домохозяйки, поэтому эти сериалы были направлены в первую очередь на женскую аудиторию. Кроме того, мыльные оперы отличались большим количеством серий и наличием клиффхэнгеров в финале каждой серии. Примечательно, что некоторые сериалы снимались и транслировались в течение нескольких лет, а то и десятилетий.


Итак, вот основные характеристики “мыльных опер”:
- Неоконченность. Если сравнить “мыльные оперы” с другими видами телесериалов, то можно заметить, что состоят из множества структурированных эпизодов, сюжет которых ограничен рамками каждого отдельного эпизода. Их сюжет практически не имеет выраженного начала и конца. История, которая начинается в определенном эпизоде, как правило, никогда не завершается в нем. Для того, чтобы не останавливался ход рассказа, в мыльных операх постоянно ведется несколько параллельных действий, их протяженность может длиться всего несколько эпизодов, а может затянуться на несколько месяцев.
- Медленный темп. Так как частота показа “мыльной оперы” довольно большая (зачастую 5 раз в неделю), то сериал должен сохранять медленный темп повествования. Поэту сюжет будет понятен даже телезрителю, который пропустил несколько предыдущих эпизодов или вообще начал смотреть сериалы с энной серии.
- Драматика. Еще один признак “мыльной оперы” - это эмоциональный, драматический характер сюжета. Причем, драматика вспыхивает и угасает в параллельных сюжетных линиях не одновременно, а поочередно. Для того чтобы выделить драматические моменты используются специальные приемы (появление музыкального сопровождения, крупный план и так далее). В некоторых юмористических моментах (по мнению авторов), в качестве “подсказки” зрителям используется закадровый смех.