Такие сериалы, как теленовеллы, связаны изначально с развитием жанра радиопередач – радионовеллами и радиопостановками. Невзирая на практически одинаковые условия формирования телевидения и радио в разных странах, в итоге, существенно разнился уровень общественного образования, социально-экономические условия, чем и было обусловлено появление специфических характеристик жанра. При этом, производством и продвижением подобного продукта были заинтересованы компании, вроде Camay, Procter & Gamble, Colgate-Palmolive, что характерно и для мыльных опер.
Пионерами телевизионного вещания стали Латиноамериканские страны, а их телесериал впервые обзавелся национальной спецификой. В то же время, там активно развивался и кинематограф, частично идеи в котором были привнесены как раз из мыльных опер и радионовелл. Сформировавшиеся позднее национальные киностудии Бразилии, Колумбии, Чили, Аргентины, Венесуэлы, Перу составляют значимую конкуренцию на мировом кинорынке.


Еще до разработки и полноценного внедрения записывающего оборудования, демонстрировались телевизионные программы в прямом эфире, так что сериалы не были первым жанром телевидения. Но сравнительная дешевизна, возможность повторной трансляции обусловили приоритетность сериалов и теленовелл перед прочими жанрами.
Первые сериалы возникли сразу в нескольких странах, но традиционно принято полагать, что первая теленовелла увидела мир в 1958. Это была мексиканская лента под названием «Запретный путь», разработанная продюсерской компанией Colgate-Palmolive, где в главной роли выступала Сильвия Дербес – Матильда Каррено из ленты Просто Мария.
К 60-ым теленовеллы успешно производились и телекомпаниями Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Колумбии. К концу десятилетия формироваться начал и мировой рынок теленовелл что включал в себя изначально исключительно страны Латинской Америки, реже – США.
Сериалы 70-ых, в свою очередь, уже смотрели зрители других континентов. Сюда относятся теленовеллы Рабыня Изаура телекомпании Globo, Богатые тоже плачут мексиканской компании Televisa, что стали на долгие десятилетия лидерами мирового рынка, являясь первыми для множества зрителей европейских и азиатских стран.